Ассоциация пожаловалась в ФАС на «Сбербанк»
По мнению Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере, в действиях Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк» усматриваются признаки нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»: имеет место монопольно высокая цена на банковские услуги.

«Северо-Западный банк ПАО «Сбербанк» занимает доминирующее положение на рынке переводов денежных средств клиентов на оплату жилищно-коммунальных услуг и содержания жилых помещений», – говорится в заявлении Ассоциации, направленном в конце октября в Управление ФАС по Санкт-Петербургу.

На сегодняшний день в Петербурге сложилась следующая ситуация. Крупнейшей в городе организацией, специализирующейся на расчетах в сфере ЖКХ, является ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство». Согласно статистическим данным, на конец 2016 года, в Санкт-Петербурге 2 068 100 квартир (в среднем по одному лицевому счету на одну квартиру). Из около 2 миллионов лицевых счетов в обслуживании ГУП «ВЦКП» находится 1 351 574 лицевых счетов. Соответственно, доля ГУП «ВЦКП «Жилищное хозяйство» составляет около 70 % всех лицевых счетов по городу Санкт-Петербургу.

Только в период с ноября по декабрь 2016 года в Санкт-Петербурге клиентами Северо-Западного банка ПАО Сбербанк было совершено свыше миллиона платежей в адрес ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство». По настоящее время ситуация остается неизменной. Отсюда следует, что доля Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк» на рынке переводов денежных средств клиентов на оплату жилищно-коммунальных услуг и содержания жилых помещений по городу Санкт-Петербургу составляет не менее 25 %.«Таким образом, – делает вывод заявитель, – в данной ситуации имеют место признаки доминирующего положения Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк» на рынке переводов денежных средств клиентов на оплату ЖКУ в городе Санкт-Петербурге».

Отметим, что в открытых источниках ПАО «Сбербанк» заявляет о более чем 50% доле платежей за ЖКУ в Санкт-Петербурге. (См. ссылки в файле, прикрепленном в конце страницы.)

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», «запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

  • установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара»;

В нарушение этого запрета Северо-Западный банк ПАО «Сбербанк» с 01.05.2017 г. в одностороннем порядке (что само по себе является злоупотреблением доминирующим положением на рынке) изменил размеры комиссионного вознаграждения, взимаемого банком при переводе денежных средств в адрес ТСЖ/ЖСК/УК (Письмо «Об изменении размера комиссионного вознаграждения банка» от 29.03.2017 № СЗБ-60-209-исх./71.

Фактически со стороны Северо-Западный банк ПАО «Сбербанк» происходит навязывание сопутствующих услуг (открытие расчетного счета непомерно высоким размером комиссионного вознаграждения по счетам, открытым в иных банках).

«Новые тарифы, – считает заявитель, – являются необоснованно высокими, по следующим причинам:

— существенно отличаются от минимального комиссионного вознаграждения, указанного в данном письме, 5-7 руб. (вероятно это себестоимость платежа) в разы меньше 2-4% от среднего платежа (средний платеж ЖКУ составляет более 3 000 руб. и комиссия в 60-120 руб. в 10-24 раза превышает минимальный тариф);

— существенно отличаются от тарифа на платежи производимые по инициативе гражданина (комиссия 3% но не менее 30 руб. при платежах через операционно-кассового работника, 1% без минимальной ставки, при платежах через удаленные каналы обслуживания (СбербанкОнЛ@йн, устройства самообслуживания, Автоплатеж)) платежи за ЖКУ проводимые с передачей реестров задолженностей менее затратны для банка, чем платежи граждан по каждый раз меняющимся реквизитам.

— отличие предложенных тарифов от ранее действовавших является существенными для компаний имеющих счет в других кредитных организациях (тариф 4%-4%-4%-4% отличается от ранее действовавших (2%-2%-2%-1%), поскольку их отклонение в большую сторону превышает 20 %;

— отличие предложенных тарифов от ранее действовавших ранее, является существенными для всех компаний в части платежей через канал оплаты «со счета» через удаленные каналы обслуживания (СбербанкОнЛ@йн, устройства самообслуживания, Автоплатеж) 2% вместо 1%.

Поскольку отклонение тарифов в большую сторону превышает 20%, от ранее действовавших и никак не обосновано, считаем это нарушением антимонопольного законодательства.

Также, считаем, что установленные тарифы существенно превышают сумму расходов банка необходимых для оказания перечисленных в Письме банковских услуг».

Ассоциация просит ФАС:

  1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 409 от 26 июня 2007 г., Приказа ФАС России от 28.06.2012 № 433 – установить доминирующее положение Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк» на рынке переводов денежных средств клиентов на оплату жилищно-коммунальных услуг и содержания жилых помещений в городе Санкт-Петербурге, (при этом, считаем необходимым, в соответстии со ст. 25 ФЗ «О защите конкуренции» запросить у Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк»: 1) информацию о количестве договоров с ТСЖ, ЖКС и Управляющими компаниями (УК) Санкт-Петербурга с условиями о передаче реестров начислений с комиссией с ТСЖ, ЖСК, УК; 2) добровольное подтверждение своего доминирующего положения Северо-Западным банком ПАО «Сбербанк»; 3) информацию о количестве настроенных реквизитов платежей в адрес ТСЖ, ЖСК, УК с комиссией с лица, совершающего платеж; 3) текст типового договора о приеме платежей населения с комиссией с ТСЖ, ЖСК, УК и с комиссией с лица, совершающего платеж).
  2. На основании ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с Приказом ФАС от 24 августа 2012 г. № 548, в рамках рассмотрения дела по признакам нарушения Северо-Западным банком ПАО «Сбербанк» статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» – провести анализ и оценку тарифов на банковские услуги установленные в Письме Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк» «Об изменении размера комиссионного вознаграждения банка» от 29.03.2017 № СЗБ-60-209-исх/71 на предмет определения их в качестве монопольно (необоснованно) высоких.
  3. В случае установления доминирующего положения Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк» на рынке переводов денежных средств клиентов на оплату жилищно-коммунальных услуг и содержания жилых помещений в городе Санкт-Петербурге, а также в случае выявления факта злоупотребления Северо-Западным банком ПАО «Сбербанк» доминирующим положением в форме установления монопольно высокой цены – применить в отношении Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк» последствий, предусмотренных действующим законодательством РФ за нарушение антимонопольного законодательства РФ.

Смотреть заявление