Жилищный комитет Санкт-Петербурга: тариф на жилищные услуги должен быть увеличен
Интервью с первым заместителем председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга Василием Осиповым. Источник публикации: газета "Консьержъ", №41 от 19 октября 2015 г.

Интервью с первым заместителем председателя Жилищного комитета
Санкт-Петербурга Василием Осиповым. Источник публикации: газета «Консьержъ», №41 от 19 октября 2015 г.

осипов2

Василий Викторович, с чем Петербург идет к зиме, и можно ли уже давать оценку летней ремонтной кампании?

Говоря о летней ремонтной кампании, я бы хотел сказать, что в целом подготовка к отопительному сезону прошла, как минимум, удовлетворительно. В ходе летней кампании было отремонтировано 185 тыс. кв. метров кровли, восстанавливалась теплоизоляция, укреплялся тепловой контур: 22 тыс. единиц оконных и 15 тыс. единиц дверных заполнений. Подготовка к отопительному сезону была практически завершена к 15 сентября, а с 1 октября по распоряжению Комитета по энергетике в домах Петербурга началось периодическое протапливание, а сейчас уже и постоянное. В настоящее время проходит смотр 570 единиц уборочной техники. Проверку прошли и 114 машин ГУП «Спецавтобаза №2», которые при необходимости также будут задействованы зимой нашими управляющими организациями. Если говорить о капитальном ремонте, то в программу краткосрочного плана на текущий год по тем или иным видам работ попали 1749 МКД. Но на сегодняшний день капитальный ремонт не завершен.

1749 многоквартирных домов – это цифра с учетом актуализации, как продвигается этот процесс, учитывая, что у ряда ТСЖ и ЖСК по-прежнему много претензий к точности информации?

Три главных критерия, по которым дома попадают в региональную программу, а затем в краткосрочный план, прописаны в законе «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге». Первоначально в краткосрочном плане на 2015 год значилось 1702 МКД, сейчас их число увеличилось до 1749. Существуют разные мнение о том, верны или нет утвержденные законом критерии, возможно они будут меняться. Но пока действует закон, его необходимо исполнять.

Какими темпами идет актуализация информации в технико-экономических паспортах зданий?

– Технико-экономические паспорта зданий – это живой организм, и актуализация здесь идет постоянно. В идеале в ТЭПы должна заноситься информация по итогам весеннего и осеннего смотров, капитального и текущего ремонта. Однако это в идеале, на практике мы к нему еще не подошли. После размещения электронных паспортов всплыли ошибки, от жителей в массовом количестве стали поступать звонки, и все силы были брошены на исправление этих ошибок. То есть первая актуализация прошла по площадным и техническим характеристикам, а не текущей информации. Теперь надо заставить электронные паспорта жить постоянной жизнью.

Таким образом, своевременное внесение данных в ТЭП может способствовать изменению позиции дома в адресной программе капремонта?

– Для изменения установленных законом критериев должен заработать комплекс мер, в том числе постоянное внесение достоверной информации в ТЭПы. В этом случае по каждому объекту будет объективная картина. Однако пока работа в этом направлении находится на начальном уровне, и первостепенная задача сейчас отладить механизм регулярной актуализации информации в электронных паспортах.

Существует мнение, что повышение тарифов и ставки по взносам на капитальный ремонт городу уже невыгодно из-за увеличения объемов субсидирования льготных категорий граждан. Разделяете ли Вы эту точку зрения?

Отправная точка здесь – процент, на который может вырасти тариф. Если говорить о взносах на капитальный ремонт, то роста на 100% или 50% не будет точно. В целом плата увеличится не более чем на 50 копеек, при среднем городском тарифе в 2 рубля и 70 копеек рост, я думаю, не критический. Возможно, вырастет объем средств, выделяемых из бюджета для людей, получающих меры социальной поддержки, но в целом небольшое повышение тарифов будет целесообразно.

Какова ситуация с тарифами на жилищные услуги, которые остаются неизменными вот уже несколько лет на фоне ежегодного роста коммунальных тарифов?

Действительно тарифы на жилищные услуги не повышались уже несколько лет, и ждать изменение ситуации с 1 января 2016 года не приходится. Жилищный комитет вышел с предложением об увеличении платы населения, в том числе за управление многоквартирным домом. Готовится обоснование, которое будет направлено в Комитет по тарифам, но даже при положительном результате не стоит ждать существенного повышения. Нынешняя государственная политика, в том числе кампания по лицензированию, направлены на усиление контроля за работой управляющих организаций. И это правильно, однако необходимы условия, при которых управляющие компании смогут качественно выполнять свою работу. Надо понимать, что инфляция, рост стоимости материалов и энергоносителей при неизменном тарифе фактически не дают шансов держать высокую планку. Контролирующие органы, выписывающие штрафы, не учитывают тот факт, что деньги на оплату штрафов изымаются из средств, которые должны идти на содержание дома. А в том, чтоб дом обслуживался качественно, должны быть заинтересованы и сами жители.

Стоимость жилищных услуг разительно отличается от коммунальных тарифов. При этом последние исправно растут, а первые не могут сдвинуться с мертвой точки, почему так происходит?

Причин несколько. Во-первых, в этом процессе есть некая политическая составляющая. Рост коммунальных услуг прописан в федеральном и региональном законодательстве, и граждане уже привыкли к повышениям. Новые тарифы на обслуживание дома должны приниматься собственниками на ежегодном собрании, однако зачастую этого не происходит. Сказывается и психологический фактор: на коммунальные услуги приходится львиная доля «платежки», при виде итоговой суммы у гражданина пропадает желание добровольно повышать тариф на жилищные услуги. При этом, возвращаясь домой, мы хотим видеть свой подъезд в приличном и ухоженном состоянии. Город же принимает тариф для государственного сегмента жилья, но из-за пассивности собственников, он распространяется на все сегменты.

Таким образом, изменить ситуацию может не столько повышение тарифов на законодательном уровне, сколько осознанное отношение собственников?

В некоторых субъектах РФ собственники уже перешли к индивидуальным тарифам, причем в этом вопросе, да и в целом в сфере ЖКХ, регионы опережают мегаполисы. В крупных городах система более инертна и регламентирована, у муниципалитетов больше пространства для маневра. Но в любом случае важно, чтобы жители «горели» вопросом состояния собственного дома.

Беседовала Виктория Никулина