Предложения по совершенствованию взаимодействия жителей МКД с управляющими организациями
12 марта Ассоциация при поддержке газеты "Консьержъ" провела на площадке регионального отделения Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге круглый стол, по результатам которого сформированы настоящие предложения.

I. О штрафных санкциях

Штрафы становятся следствием обращений граждан, однако отнюдь не способствуют улучшению качества содержания жилищного фонда. В связи с этим предлагается:

1. Внести изменения в федеральное законодательство, в соответствии с которыми минимальная граница штрафных санкций станет соразмерна площади здания, ведь и поступления на расчетный счет УК или ТСЖ соразмерны зданию.

2. Ввести аналогичную адвалорную (процентную) систему штрафных санкций на уровне субъекта – в законодательство о благоустройстве.

3. Расширить практику предписаний и предупреждений до наступления штрафных санкций, чтобы идти к цели улучшения жилищного фонда не политикой сбора штрафов, а экономически целесообразным путем.

4. Внести изменения в федеральное законодательство, в соответствии с которыми, в объединениях собственников жилья (ТСЖ, ЖК, ЖСК, ТСН) штрафы будут накладываться на должностное, а не на юридическое лицо. (ОСЖ – некоммерческое объединение самих собственников, нельзя их же и штрафовать по их обращениям). При этом должностные лица ОСЖ должны иметь право уходить от ответственности, если они докажут, что предлагали жителям на собрании те или иные траты, а жители не приняли такого решения, то есть председатель не халатно бездействовал, а выполнял волю собственников.

5. Скорректировать применимость к управляющим организациям законодательства о правах потребителей, особенно к ТСЖ, ведь здесь не идет речь об оказании услуг.

II. О работе Портала «Наш Санкт-Петербург»

Портал «Наш Санкт-Петербург» не работает по федеральному законодательству об обращениях граждан (59-ФЗ). При этом он вносит серьезные коррективы в планы работ управляющих организаций по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов. Предложения:

1. Исключить из Порядка работы Портала вариант «закрытия проблемы» Протоколами и Постановлениями об административных правонарушениях. Этот механизм имеет коррупционную составляющую, так как даже в случае проведения работ по конкретному сообщению есть факты выхода в адрес представителей ОРХ с «целью проверки» с последующим составлением протоколов осмотра и передачей их в ГЖИ с последующим штрафом. Более того, такой вариант, как правило, не устраивает жалобщиков. Они ждут принятия мер, а не вынесения штрафа. В то же время, это также является полем для злоупотреблений и манипуляций и со стороны районных администраций и ГУЖА, и со стороны жалобщиков.

2. Жалобы по содержанию общего имущества МКД принимать только от собственников помещений этих МКД с подтверждением через ЕСИА, и только после обращения в управляющую организацию.

3. Удалить из перечня проблем по жилым домам заявочный ремонт. Для этого существуют АДС. В случае бездействия УК жалоба должна быть в ГЖИ, а не на Портал.

4. Сообщения о граффити, расклеенных объявлениях пересылать в правоохранительные службы, так как УК не рисует на фасадах и не расклеивает объявления. Надо наказывать виновное лицо.

5. Жалобы на состояние домов, охраняемых КГИОП (фасады, парадные) не принимать. По ремонту домов-памятников существует длительный механизм согласования, которым УК занимаются вне зависимости от наличия или отсутствия жалоб. В рамках сроков, предусмотренных Порталом, такие вопросы не решаются. Поэтому имеет смысл эти категории «проблем» ликвидировать.

6. Дать право модераторам Портала скрывать сообщения о социально опасных проблемах из всеобщей видимости, дабы не превращать Портал в сайт рекламы наркотиков и проституток.

7. Рассмотреть возможность удаления из списка МКД дома, собственности города в которых нет. По заявлению ТСЖ, ЖСК, Совета МКД удалять страницу конкретного дома.

8. Исключить ГУЖА и районные администрации из работы по отработке жалоб на Портале, перестать выстраивать рейтинги глав районов по отработке обращений на Портал.

9. Рассмотреть целесообразность существования данного ресурса, дублирующего портал по обращению граждан, службу 004, аварийно-диспетчерские службы и т. д. Это нерациональное расходование бюджетных средств (особенно с учетом привлечения работников ГУЖА и районных администраций), либо исключить из него жилой фонд, оставив городское хозяйство.