Открытое письмо от Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений, СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере»
Направлено в органы законодательной и исполнительной власти 29 декабря 2022 года.

С отставанием на три года от остальных регионов Санкт-Петербург шагнул в мусорную реформу 1 января 2022 года. Спустя год работы в новых условиях можем констатировать, что отрасль оказалась гораздо дальше от реализации целей реформы, чем до ее начала.

Северная столица исторически была передовиком внедрения раздельного накопления отходов, однако для любого регионального оператора по обращению с отходами раздельный сбор невыгоден, и он сейчас в Санкт-Петербурге фактически уничтожается: уничтожается и инфраструктура, и привычка петербуржцев осуществлять раздельное накопление, когда на их глазах происходит слом сложившейся системы, утрачивается доверие к власти. Региональные власти полагают достаточной мотивацией к раздельному накоплению само по себе стремление петербуржцев к безопасности окружающей среды без дополнительных экономических стимулов, предлагая горожанам оплачивать вывоз раздельно накопленных фракций, фактически – вторичных материальных ресурсов, приносящих доход, – по стоимости вывоза смешанных ТКО. Сама стоимость обращения с ТКО в рамках расчетов с региональным оператором исходя из нормативов накопления выросла для всех жителей многоквартирных домов по сравнению со стоимостью до старта реформы. То, что норматив завышен, петербургские власти не скрывают. Наиболее заметен рост платы стал для домов, давно по своей инициативе с заботой об экологии и снижении размеров платы за вывоз смешанных ТКО занимавшихся раздельным накоплением отходов – они получили рост платежей до трех раз.

Очевидным препятствием заключения договоров между управляющими МКД организациями и региональным оператором по обращению с ТКО на условиях расчетов исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО является трактовка органом исполнительной власти Санкт-Петербурга (а именно Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее – КПООС) положений действующего федерального законодательства (в частности, «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, и «Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505), нашедшая свое отражение в «Порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга», утвержденном распоряжением КПООС от 01.07.2022 № 371-р (далее – Порядок накопления). Власти намеренно вводят ряд избыточных требований для возможности заключения договоров на оплату ТКО по факту вывоза, а именно – связывают возможность заключения такого договора с реализаций раздельного накопления по решению общего собрания собственников помещений в МКД на контейнерной площадке, находящейся в общедолевой собственности. Данные условия ограничивают спектр потенциальной возможности их применения до 3-5% МКД Санкт-Петербурга, значительную часть территории которого составляют историческая застройка, где в рамках соблюдения СанПиН невозможно организовать контейнерные площадки в принципе, и застройка МКД массовых серий, где спроектированы контейнерные площадки на землях общего пользования для совместного использования соседними домами. Таким образом, данные требования КПООС поражают в правах собственников помещений в данных домах, которые лишаются возможности заключить договоры напрямую с региональным оператором или через уполномоченную в соответствии с жилищным законодательством управляющую организацию на условиях оплаты услуги по обращению с ТКО исходя из количества и объема контейнеров. Аналогичная проблема возникает в МКД, где много нежилых помещений, которые в соответствии с законодательством должны иметь прямой договор с региональным оператором. В реальности существующая застройка не позволяет во дворах организовать места накопления ТКО с отдельными контейнерами на каждого отходообразователя.

Данная региональная специфика не нашла отражения в нормотворчестве КПООС, который вместо разработки методических рекомендаций и алгоритмов по работе в каждой типовой ситуации (учитывающей комбинации вариантов мест накопления и наличия нежилых помещений) просто сократил потенциальное число тех, кто вправе перейти на расчеты по факту.

Учитывая, что с декабря 2021 года по декабрь 2022 года стоимость услуги по обращению с ТКО в Санкт-Петербурге в расчете на 1 кв. м жилого помещения выросла на 61,8% (в декабре 2021 г. – 5,58 руб., в декабре 2022 г. – 9,03 руб.), ограничение возможности перехода на оплату по факту является вопиющим издевательством органов исполнительной власти над петербуржцами. При этом организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, даже не могут предоставить по запросу собственников МКД информацию о вывозе ТКО, учтенном региональным оператором по обращению с ТКО, т. к. отчетные документы содержат только нормативные значения, не имеющие отношения к действительности. Между тем, губернатор города Александр Беглов в программе «Петербург. Новый взгляд» в эфире телеканала 78, подводя итоги уходящего года 22 декабря 2022 г., заявил: «Сегодня мы точно понимаем и знаем, какой объем мусора, куда он вывозится». Считаем, что раскрытие данной информации позволило бы стимулировать собственников к внедрению раздельного накопления и принятию управляющей организацией решения о целесообразности перехода на расчеты по количеству и объему контейнеров.

Кроме того, неустойка, предусмотренная типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156) в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки, ставит в заведомо убыточное положение организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, т. к. данная неустойка не соответствует предусмотренной пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, что однозначно приведет к дополнительным убыткам управляющих организаций, вызванных несвоевременной оплатой жильцами, которые не смогут быть компенсированы.

В связи с вышеперечисленным представляется целесообразным:

1) исключить навязывание управляющим МКД организациям расчетов с региональным оператором по факту исключительно вкупе с внедрением раздельного накопления;

2) использовать опыт предшествующих лет, когда объем предоставленной услуги по обращению с ТКО на площадках совместного использования рассчитывался пропорцией;

3) упростить внедрение раздельного накопления, не связывая его с принадлежностью земли, на которой расположено место накопления;

4) сделать открытой информацию, фиксирующую факты и объемы вывоза ТКО от мест накопления, так как собственники многоквартирных домов, а также лица, управляющие МКД в соответствии с жилищным законодательством и заключившие с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, должны иметь возможность удостовериться в оказании данных услуг в надлежащем объеме и надлежащем качестве;

5) внести изменения в типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в части размера неустойки, увязав ее с предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации.

Просим Правительство РФ обратить внимание на ход реализации реформы сферы обращения с ТКО в субъектах, в частности, в Санкт-Петербурге, потому как в настоящее время сама идея реформы дискредитируется среди граждан из-за неадекватного ее исполнения органами власти субъекта.