Необходимо ли списывать невозвратные долги?
Самарские управляющие организации обратились в Торгово-промышленную палату с просьбой выступить с законодательной инициативой о списании задолженности перед РСО, образованной долгами физлицами, которых признали банкротами. Публикуем письмо из Самары и предлагаем вам выступить в поддержку данной идеи, направив сканы своих писем в ТПП по электронной почте sgv@tpprf.ru.

Скан-копия обращения

С момента вступления в силу закона о несостоятельности (банкротстве) физических лиц, т. е. с 2015 г., начались банкротства граждан, в ходе которых погашается в том числе задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Случаи банкротства физических лиц существенно осложняют возможности управляющих организаций по бесперебойному расчету перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы. Управляющие организации в соответствии с заключенными договорами на поставку коммунальных ресурсов обязаны полностью рассчитаться с ресурсоснабжающими организациями за поставленные коммунальные ресурсы, при этом отсутствует источник покрытия неплатежей населения.

При признании гражданина банкротом управляющая организация терпит не просто свои убытки, связанные с неоплатой гражданином услуг по содержанию общего имущества, но и терпит дополнительные убытки, связанные с необходимостью оплатить в ресурсоснабжающие организации весь объем коммунальных ресурсов за «несостоятельного» гражданина. Соотношение задолженности за жилищные и коммунальные услуги в общей структуре задолженности составляет примерно 1 к 3, т.е. в общей структуре задолженности, которая погашается в ходе процедуры банкротства, задолженность по коммунальным услугам составляет 75%.

Как представляется, такой подход противоречит базовым правовым конструкциям и сложившейся судебной практике.

В случае, когда подача тепловой энергии и горячей воды через присоединенную сеть осуществляется в целях оказаниях коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пп. 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ). В этом случае законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ (п.1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 189-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию — исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами — пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.

Учитывая вышеизложенное, управляющие организации просят ТПП выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в жилищное законодательство РФ по вопросу списания с управляющих организаций непогашенных долгов за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества потребителей коммунальных услуг, признанных несостоятельными (банкротами), и отнесению данных расходов на коммерческие риски ресурсоснабжающих организаций.