Ассоциация предложила антикризисные меры для ЖКХ
В связи с экономическими ограничениями, введенными в отношении Российской Федерации и российских юридических лиц со стороны США, ЕС и ряда поддержавших их стран, ТПП РФ собирает предложения экспертов для формирования консолидированной позиции по принятию необходимых мер. Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере предложила приостановить сборы на капремонт в "общий котел", стимулировать развитие спецсчетов и создание ТСЖ, а также ряд других мер.

Смотреть предложения Ассоциации в pdf

  1. Приостановка сборов Фондами капремонта. Режим наибольшего благоприятствования для специальных счетов на капитальный ремонт, сокращение сроков и упрощение процедуры перехода из «общего котла» на специальный счет. Упрощение процедуры отбора подрядчиков. Разделение конкурсов на закупку материалов и работ.

В условиях нестабильной экономической обстановки, резкого роста цен на строительные материалы и обесценивания накоплений представляется целесообразным приостановить (ввести временный мораторий) на начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах в адрес Фондов капитального ремонта, при этом следует предусмотреть право собственников продолжить начисления на специальный счет по решению общего собрания.

Специальный счет на капремонт – способ формирования фонда капитального ремонта, при котором средства собственников накапливаются отдельно на их многоквартирный дом, находятся под контролем и могут расходоваться по решению собственников (в нужное им время на нужные им работы по капитальному ремонту), при этом собственники сами выбирают подрядную организацию для производства работ и контролируют качество. Именно специальные счета являются потребителем услуг рынка малого бизнеса подрядных организаций. В этой связи в настоящее время следует создать специальным счетам режим максимального благоприятствования, в частности, упростить процедуру перевода накоплений из «общего котла» на специальный счет (сократить срок перечисления средств с одного года до трех месяцев, снизить порог необходимого кворума общих собраний для принятия решений по капремонту).

Региональные фонды капитального ремонта (т. н. «общие котлы») и прежде не могли освоить поступающие средства, теперь этот процесс будет еще медленнее, поэтому стоит взять паузу на сборы и хотя бы освоить имеющиеся накопления. Для этого следует упростить процедуру конкурсного отбора подрядчиков, в частности, сократить сроки конкурса. Кроме того, целесообразно провести в первоочередном порядке закупку материалов, необходимых для выполнения краткосрочных планов капремонта 2022 года, а отобрать подрядчика собственно на выполнение работ в дальнейшем будет проще, т. к. ценовые предложения на рынке труда колеблются традиционно не так сильно, как цены на материалы.

 

  1. Разукрупнение управляющих МКД организаций с госучастием. Массовое создание ТСЖ.

В Санкт-Петербурге, как и в других регионах, большая часть жилищного фонда управляется крупными управляющими организациями, как правило с государственным участием. Данная форма является неэффективной в кризисных условиях, когда необходимо создать много мелких заказчиков услуг – вплоть до создания товариществ собственников недвижимости в каждом доме, дабы разогреть рынок предоставления услуг. Крупные организации останутся наплаву, пойдя в подрядчики по обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту, одновременно будут созданы условия для развития малого бизнеса по предоставлению услуг.

 

  1. Закрепить за ТСН приоритетное право управления жилищным фондом.

Данное предложение вызвано массовыми злоупотреблениями нечистоплотных управляющих организаций подделкой протоколов общих собраний собственников, не позволяющими изменить способ управления домами. Активные жители создают товарищества, но по 2-3 года, а то и более, вынуждены бороться за право управления домом, поскольку оно по действующему законодательству у той организации, которой данный дом внесен в реестр лицензий. Изменения в реестр лицензий вносятся на основании протоколов общего собрания, которые по-честному даются сложно и долго, при том что поддельные протоколы оспариваются в судах годами, а каждый новый протокол отменяет действие предыдущего по тому же вопросу. В итоге на каждый подлинный протокол мошенники «накладывают» свой поддельный и управляют домом годами, пока идет оспаривание этого незаконного протокола, потом «рисуют» новый, и прервать эту цепочку крайне сложно, многие опускают руки из-за невозможности реализовать принятые собственниками решения. Дабы защитить товарищества собственников недвижимости, необходимо внести поправки в Жилищный кодекс, закрепляющие за ТСЖ приоритетное право управления жилищным фондом. То есть если в доме создано и зарегистрировано ТСН (а значит, этот протокол общего собрания прошел уже проверку при регистрации), то данный дом должен исключаться из лицензионного реестра управляющей организации. Если управляющая организация, претендующая на дом, хороша – собственники возьмут ее на подряд – на бухгалтерский, кадровый аутсорсинг, на санитарное содержание и обслуживание инженерных сетей, то есть добросовестный бизнес от этой поправки не пострадает.

 

  1. Предоставление доступа управляющим организациям к персональным данным собственников квартир.

В настоящее время за собственником закреплена обязанность предоставлять в управляющую организацию сведения о себе, в том числе паспортные данные, которые в дальнейшем помогут управляющей организации обратиться в суд за взысканием долгов, и которые также необходимы для передачи в ресурсоснабжающую организацию при переходе на прямые договоры. Однако данная обязанность никак не подкреплена ответственностью за ее неисполнение, и в отсутствие других источников для получения данной информации управляющие и ресурсоснабжающие организации теряют возможность эффективно взыскивать задолженность. Необходимо предусмотреть механизм предоставления управляющей организации необходимых для взыскания сведений из ЕГРН.